Позвонить
  • »

Как налогоплательщика включают в план выездных налоговых проверок

Материал подготовлен на основании отчета Счетной палаты России «О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019—2021 годах и истекшем периоде 2022 года».

Кто осуществляет отбор налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок

Начиная с октября 2019 года решение о проведении выездных налоговых проверок выносит налоговый орган, уполномоченный ФНС России на проведение выездных налоговых проверок (п. 2 ст. 89 НК РФ, в ред. закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
Налоговые органы, уполномоченные ФНС России, перечислены в приложениях к распоряжениям:
  • Распоряжение ФНС России от 23.04.2021 № 96@ «О налоговых органах, уполномоченных на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации»;
  • Распоряжение ФНС России от 23.12.2022 № 403@ «О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 № 96@».
Так, например, налоговые органы, уполномочены выносить решение о проведении выездной проверки в отношении налогоплательщиков г. Санкт-Петербурга:
  • МИФНС России № 30 по Санкт-Петербургу;
  • УФНС России по Республике Карелия;
  • УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу;
  • УФНС России по Мурманской области.
В распоряжениях ФНС России также названы налоговые органы, которые уполномочены выносить решение о проведении выездной проверки налогоплательщиков на территории всех субъектов РФ:
  • МИФНС России №20 по Пермскому краю;
  • МИФНС России №11 по Оренбургской области;
  • МИФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования;
  • МИФНС России по Республике Коми;
  • МИФНС России по Иркутской области;
  • МИФНС России по Ленинградской области;
  • МИФНС России по Краснодарскому краю;
  • МИФНС России по Волгоградской области.

Критерии при отборе налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков опубликованы в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3−06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Ссылку на данный приказ ФНС России указывают налоговые органы в протоколе рабочего совещания, на которое приглашают налогоплательщиков для обсуждения оценки налоговых рисков в рамках предпроверочных мероприятий при решении вопроса о включении в план ВНП.
Вместе с тем помимо указанного приказа ФНС России на практике налоговыми органами применяется недоступная для налогоплательщиков система отбора для включения в план ВНП на основании разработанных ФНС России критериев риска, которая носит гриф «ДСП» — Для Служебного Пользования (Письмо ФНС России от 09.04.2019 №ЕД-5−2/886ДСП@).
Так, начиная с апреля 2019 года налоговыми органами используется прикладная подсистема «ППА-Отбор» АИС «Налог-3» (далее — ППА-Отбор), которая формирует риск-рейтинг каждого налогоплательщика на основании сформированных риск баллов, присвоенных установленным «разрывным» и «маркерным» критериям, свидетельствующим о возможном нарушении налогоплательщиком налогового законодательства.

ППА-Отбор содержит 87 критериев риска — 30 «разрывных» и 57 «маркерных», на основании которых присваивается риск-рейтинг налогоплательщикам. Риск-рейтинг построен в порядке убывания общего рейтингового балла, который рассчитывается путем суммирования баллов по «разрывным» и «маркерным» критериям.

«Разрывные» риски (критерии) — это риски, по которым возможно определить разрыв, то есть рассчитать сумму неуплаты налога (сбора, взноса).

«Маркерные» риски (критерии) — это риски, указывающие на вероятность и/или область совершения налогового правонарушения, по данным рискам невозможно без проведения мероприятий налогового контроля рассчитать сумму неуплаты налогов (сборов, взносов).

Налоговые органы не раскрывают все применяемые ими правила оценки налогоплательщиков. Однако в 2022 г. ФНС России дало частичное представление о правилах оценки рисков для включения в план выездной налоговой проверки — разработан новый сервис Личного кабинета налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) — «Как меня видит налоговая». В сервисе налогоплательщики могут получить доступ к набору показателей о себе и о своем партнере (контрагенте) при его согласии. Предоставляемые налогоплательщику в сервисе показатели предоставляются из ППА-Отбор: в сервисе используется 65 показателей, из которых к установленным ФНС России критериям риска относится 27 показателей.

Изображение с сайта
nalog.gov.ru
Услуга «Сопровождение выездной налоговой проверки»
Статьи по теме