Позвонить
  • »

Отбор контрагентов: как избежать ошибок при выборе партнеров по бизнесу

Ошибки в выборе контрагентов приводят к серьезным финансовым и репутационным потерям для компаний. Поэтому мы подготовили статью, в которой собраны рекомендации и чек-лист для проверки надежности контрагентов.

Как связывают организации и контрагентов

Работа налоговой инспекции полностью автоматизирована. Документы, которые направляются налогоплательщиком, поступают в единую базу и образуют «паутину» взаимоотношений между организациями.
Таким образом, даже компании, которые соблюдают требования по сдаче отчетности и отчислениям в бюджет, сталкиваются с проблемами, вызванными недобросовестными контрагентами.

Риски при работе с неблагонадежными контрагентами:

  • Приобретая товар через третьих лиц, можно столкнуться с товаром, который ненадлежащим образом прошел таможенный контроль;
  • Подписание документов с лицом, у которого нет полномочий заключить договор от имени компании. В этом случае сам факт сделки ставится под сомнение, так как суд может признать договор незаключенным.

Так из-за недобросовестных контрагентов компании несут огромные финансовые и репутационные потери.

Как проверить контрагента?

Мы подготовили чек-лист по проверке контрагента. Соблюдая эти пункты, вы сможете самостоятельно определить благонадежность контрагента и принять меры по сокращению рисков.

По возможности, побывать в офисе контрагента и встретиться с директором.

Запросить у контрагента копии учредительных документов и договора аренды;

Проверить выписку из ЕГРЮЛ ФНС России и убедиться, что в отношении контрагента отсутствую записи о недостоверности по адресу, руководителю, учредителю.

Проверить наличие первичных бухгалтерских документов;
Запросить карточку подписей контрагента с подписью директора;
Запросить у контрагента копии сданной бухгалтерской и налоговой отчетности с подтверждением подачи;
Запросить отчет по страховым взносам и отчет ЕФС-1, которые помогут убедиться, что в компании работают реальные сотрудники;
Запросить справку об отсутствии задолженности по налогам и спорам;
Проверить, достаточно ли у контрагента производственных и трудовых мощностей для выполнения договора. Для этого можно запросить у контрагента данные о количестве сотрудников и наличии необходимого оборудования;

Чтобы совершить все необходимые действия, можно обратиться к открытым источникам. К примеру, проверить данные ЕГРЮЛ на сайте ФНС или посмотреть участие контрагента в судебных спорах на сайте Картотеки арбитражных дел

Как снизить договорные риски

Если после проверки по чек-листу у вас появились подозрения в благонадежности контрагента, то следует проявить осторожность и выполнить следующие действия:

  • Если контрагент не ключевой для организации, то прекратить с ним работу;
  • Если контрагент важен, добавить в договор с контрагентом раздел заверения об обстоятельствах.

Заверения об обстоятельствах. Согласно статье 431.2 ГК РФ, при заключении договора стороны вправе давать друг другу заверения об обстоятельствах, касающихся существенных условий договора. Заверения об обстоятельствах могут касаться различных аспектов сделки, включая финансовые данные, качество товаров, технические характеристики оборудования, сроки исполнения и другое.

  • Добавить в договор пункт о налоговой оговорке.

Налоговая оговорка — это особые условия, которые включаются в договор между сторонами, и они призваны определить права сторон в отношении налоговой ответственности, связанной с выполнением условий договора.

Эти рекомендации позволят иметь сильную позицию добросовестной компании при возникновении вопросов от налогового органа. Конечно, эти меры полностью не обезопасят от вопросов налоговой, но снизят риск наступления негативных последствий.
Услуга «Сопровождение выездной налоговой проверки»