Как правило, агентский договор с маркетплейсом включает опцию возмездного оказания маркетплейсом дополнительных услуг продавцу (хранение, логистика, приемка товара, рекламные услуги и пр.), поэтому в офертах может встречаться термин «договор смешанного типа», что также является юридически корректным.
В случае лицензионного договора, маркетплейс выступает в роли лицензиара, предоставляя продавцу лицензиату право использования платформы в соответствии с условиями договора. Например, продавец получает право использования платформы для размещения информации о товарах и услугах на платформе, приема заказов и пр.
• продавцом в отношениях с покупателями.
По этой модели маркетплейс берет на себя все обязательства продавца перед покупателями. Кроме того, платформа перечисляет оплату продавцу, даже если его товар или услуга не проданы. Договоры купли-продажи в работе маркетплейсов встречаются редко. Договор купли-продажи или поставки оформляют отношения продавца и маркетплейса в тех случаях, когда маркетплейсу выгоднее не раскрывать информацию о поставщиках или не давать возможность покупателям совершать прямые покупки.
От типа договора зависит правовое регулирование отношений стороны и применимые положения законодательства. Зная особенности той или иной договорной конструкции, предпринимателю легче из объемного и сложночитаемого текста оферты маркетплейса выделить для себя существенные условия договора, объем прав и обязанностей сторон, основания и сроки оплаты, ответственность и порядок расторжения договора, и пр.
Второе, на что важно обратить внимание, — это оформление исключительных прав на бренд, под которым будут реализовываться товары на маркетплейсе.
Общее правило для всех маркетплейсов формулируется так: «Использование чужих брендов без законных оснований не допускается». Реализация контрафактного товара либо товара без согласия правообладателей повлечет штраф для продавца, блокировку личного кабинета на маркетплейсе и претензии от правообладателей.
В целях предупреждения таких рисков продавцу необходимо иметь документы, подтверждающие исключительные права продавца на бренд:
В ряде случаев маркетплейсы, например, Яндекс Маркет, не допустят товар к продаже в отсутствие документов, подтверждающих исключительные права продавца на бренд.
Также, согласно офертам маркетплейсов, продавец предоставляет маркетплейсу исключительные права на свой товарный знак, логотип, фото-, видеоматериалы и пр. в целях размещения и демонстрации на соответствующей платформе. Такой объем передаваемых исключительных прав не позволяет маркетплейсу использовать бренд продавца в иных целях, кроме указанных.
Следуйте рекомендациям юриста, учитывайте различные типы договорных отношений и правильно оформляйте исключительные права на бренд, чтобы обезопасить свой бизнес и успешно продавать на маркетплейсах.