Позвонить
  • »

Комментарии юриста. На что важно обратить внимание при работе с маркетплейсами

Для выхода на маркетплейс предпринимателю требуется решить не только управленческие задачи и настроить бизнес-процессы, но и проанализировать документы маркетплейса с юридической позиции. Многим этот шаг кажется незначительным, так как изменить в оферте ничего нельзя. Однако понимание юридических особенностей необходимо для построения регламента безопасного сотрудничества с маркетплейсом и минимизации рисков, с которыми может столкнуться бизнес.

Об отношениях продавца и маркетплейса. Тип договора

Организация работы маркетплейса предполагает сотрудничество с продавцом на условиях, определяемых владельцем платформы. Продавец не может изменить эти условия, поэтому при выборе способа реализации товаров или услуг через маркетплейс, необходимо понимать формат взаимодействия с платформой.
Существует четыре типа договорных отношений между продавцом и маркетплейсом:

Агентский договор

При таком типе договора маркетплейс является агентом продавца.
Маркетплейс за вознаграждение от своего имени совершает действия по поручению продавца и за его счет. Либо  от имени и за счет продавца. При этом маркетплейс не выступает в роли продавца в отношениях с покупателем. То есть ответственность как перед покупателями, так и перед маркетплейсом в полном объеме несет продавец.

Как правило, агентский договор с маркетплейсом включает опцию возмездного оказания маркетплейсом дополнительных услуг продавцу (хранение, логистика, приемка товара, рекламные услуги и пр.), поэтому в офертах может встречаться термин «договор смешанного типа», что также является юридически корректным.

Кто использует:

• Wildberries;
• OZON;
• Aliexpress.

Договор об оказании услуг по предоставлению доступа к платформе. Software as a Service (SaaS) — программное обеспечение как услуга

Маркетплейс на возмездной основе предоставляет продавцу техническую возможность размещать предложения о продаже товаров и функционал по заключению договоров с покупателями и/или предварительному бронированию товаров с использованием платформы.
Кто использует:

• Авито;
• Яндекс Маркет;
• СберМегаМаркет.

Лицензионный договор

В случае лицензионного договора, маркетплейс выступает в роли лицензиара, предоставляя продавцу лицензиату право использования платформы в соответствии с условиями договора. Например, продавец получает право использования платформы для размещения информации о товарах и услугах на платформе, приема заказов и пр.

Кто использует:

• Aviasales

Сервис на условиях неисключительной лицензии предоставляет пользователю непередаваемое право использования сервиса и получает деньги за каждый клик независимо от того, купил клиент билет, оформил бронь отеля или нет.
В моделях лицензионного договора и SaaS отношения между сторонами строятся на использовании функционала платформы для продажи товаров или услуг. При этом маркетплейс не участвует в отношениях с покупателями, не несет перед ними ответственность за качество товара или услуги.

Договор купли-продажи

При такой схеме маркетплейс выступает сразу в двух ролях:

• покупателем в отношениях с продавцом по договору купли-продажи или поставки;

• продавцом в отношениях с покупателями.

По этой модели маркетплейс берет на себя все обязательства продавца перед покупателями. Кроме того, платформа перечисляет оплату продавцу, даже если его товар или услуга не проданы. Договоры  купли-продажи в работе маркетплейсов встречаются редко. Договор купли-продажи или поставки оформляют отношения продавца и маркетплейса в тех случаях, когда маркетплейсу выгоднее не раскрывать информацию о поставщиках или не давать возможность покупателям совершать прямые покупки.

Кто использует:

• OZON Fresh;
• Самокат.

Почему важно понимать тип договора?

От типа договора зависит правовое регулирование отношений стороны и применимые положения законодательства. Зная особенности той или иной договорной конструкции, предпринимателю легче из объемного и сложночитаемого текста оферты маркетплейса выделить для себя существенные условия договора, объем прав и обязанностей сторон, основания и сроки оплаты, ответственность и порядок расторжения договора, и пр.

Об исключительных правах при работе на маркетплейсах

Второе, на что важно обратить внимание, — это оформление исключительных прав на бренд, под которым будут реализовываться товары на маркетплейсе.

Общее правило для всех маркетплейсов формулируется так: «Использование чужих брендов без законных оснований не допускается». Реализация контрафактного товара либо товара без согласия правообладателей повлечет штраф для продавца, блокировку личного кабинета на маркетплейсе и претензии от правообладателей.

В целях предупреждения таких рисков продавцу необходимо иметь документы, подтверждающие исключительные права продавца на бренд:

  • свидетельство о регистрации права на товарный знак;
  • лицензионный договор;
  • договор на разработку логотипа;
  • договор поставки, согласие правообладателя и др.

В ряде случаев маркетплейсы, например, Яндекс Маркет, не допустят товар к продаже в отсутствие документов, подтверждающих исключительные права продавца на бренд.

Также, согласно офертам маркетплейсов, продавец предоставляет маркетплейсу исключительные права на свой товарный знак, логотип, фото-, видеоматериалы и пр. в целях размещения и демонстрации на соответствующей платформе. Такой объем передаваемых исключительных прав не позволяет маркетплейсу использовать бренд продавца в иных целях, кроме указанных.

Следуйте рекомендациям юриста, учитывайте различные типы договорных отношений и правильно оформляйте исключительные права на бренд, чтобы обезопасить свой бизнес и успешно продавать на маркетплейсах.

Персональная консультация юриста